27.12.2016   Стилистические направления в архитектуре Енисейска
Стилистические направления в архитектуре Енисейска

ХVII-ХVII век — период русского (сибирского) барокко в Енисейске

Обаяние архитектуры барокко порождало широкое подражание, но сложность композиций и отсутствие в этом стиле строгих правил затрудняли этот процесс. В результате в массовой застройке столиц, городов, монастырей, усадеб, складывается интересное в методологическом отношении упрощенное толкование барочных форм. В их набор включались и совершенно оригинальные мот и бы, подсказанные фантазией местных мастеров. Так возникают региональные архитектурные школы середины XVIII века вологодская, северорусская и пр.
Среди них выделяется архитектура церквей и соборов Сибири; ее самобытность позволяет говорить о сибирском барокко как явлении оригинальном и сильном.
По объемно-пространственному построению храмы Сибири обычно принадлежат к типу «корабля» (постановка на одной оси ярусной колокольни, притвора и ярусного храма), расстановка глав варьируется между украинским типом (по сторонам света) и обычным — по углам объема. Но образный строй этих сооружений неповторим.

Успенская приходская церковь, 1735-1747-гг.

Успенская приходская церковь, 1735-1747-гг.

Спасо-Преображенский монастырь 1750-1800гг

Спасо-Преображенский монастырь 1750-1800гг

Христорождественский монастырь, XVIII-век.

Христорождественский монастырь, XVIII-век.

Воскресенская церковь-1735-1747гг.

Воскресенская церковь-1735-1747гг.

Почти сто лет — до 1820-х гг. — существует «сибирское барокко» за Уралом не столь сильным было действие столичных регламентов, и свободно развивающаяся архитектура, питаемая народной фантазией и мастерством, точно отвечала предпочтениям и вкусам ее создателей.

Так же черты барокко можно найти в гражданских постройках. Оформление фасадов первых каменных зданий Енисейска отличается либо лаконизмом декора, придающим облику некоторых из них внушительный, несколько суровый вид, либо равномерным заполнением плоскости стен зданий филенчатыми лопатками и междуоконными вставками в духе образцовых проектов 1760-х годов.

Дом Воеводы, 1722 г.

Дом Воеводы, 1722 г.

Дом Евсеева, первая пол. XVIII века.

Дом Евсеева, первая пол. XVIII века.

Здание присутственных мест, 1780 г.

Здание присутственных мест, 1780 г.

XIX век — период классицизма в Енисейске

В XIX беке в облике каменных зданий определяющим стилем становится классицизм. Он легко угадывается по своим наиболее характерным «образцовым» чертам: симметрично-пропорциональные членения фасадов с дощатым рустом нижних этажей, центральными треугольными фронтонами или высокими прямоугольными аттиками над карнизами, надоконными «замковыми камнями» или чередующимися прямыми и треугольными сандриками на консолях, метричным ритмом подкарнизных фризов. Варьирование перечисленных элементов позволяет создавать при общем стилистическом единстве разнообразные фасадные композиции.

Для большинства домов характерны компактные прямоугольные или П-образные планы. За пределы периметра основного объема в боковые пристройки Вынесены Входные тамбуры, туалеты, кладовые, лестницы, Ведущие на Второй этаж. Вход в дом устраивался со двора. Планировка жилого дома проводилась по усмотрению хозяина, при этом соблюдалось пробило, по которому дома должны были иметь нечетное количество окон.

Дом купца Дементьева в Енисейске является наиболее ярким образцом классицизма В жилой архитектуре не только Енисейска, но и Всего региона. В его облике, созданном по образцовому проекту в 1820-х — 1830-х годах, присутствуют почти все отличительные черты стиля — от высокого четырехколонного портика под треугольным фронтоном до декоративных лепных сандриков над окнами и рустовкой цокольного этажа.

Дом Ф.Д. Дементьева с садом, 1820-1837-гг.

Дом Ф.Д. Дементьева с садом, 1820-1837-гг.

Усадьба Баландина середина XIX века

Усадьба Баландина середина XIX века

Усадьба Кытманова середина-XIX века. 1860год.

Усадьба Кытманова середина-XIX века. 1860год.

Конец XIX века — период эклектики

Для периода эклектики характерно использование отдельных композиционных приемов и декоративных особенностей. К общим чертам этих построек относятся фронтальность, симметрично-осевое построение фасадов, архитектурный декор, включающий детали, типичные для архитектуры классицизма и широко применявшиеся в отделке фасадов в предыдущий период (сандрики, замковые камни, руст и т.п.) При этом в композиции фасадов нет четкого деления на главные и второстепенные элементы, на фон и акцент. Колонны или пилястры равномерно распределены на плоскости стены, наличниками (как правило, одинаковыми в пределах одного этажа украшены все окна фасада. Если применяется руст, то он зачастую равномерно покрывает все стены, а не только цокольный этаж.

Торговый дом Т. Савельева, вторая половина XIX века.

Торговый дом Т. Савельева, вторая половина XIX века.

Дом А.Ф. Флеера, 1860-е гг.

Дом А.Ф. Флеера, 1860-е гг.

Типография Дементьева. 1890-е годы. XIX века

Типография Дементьева. 1890-е годы. XIX века

Дом усадьбы Т.О. Востротина, 1860- 1870 гг.

Дом усадьбы Т.О. Востротина, 1860- 1870 гг.

Конец XIX века — кирпичный стиль (течение эклектики)

В архитектуре сибирских городов большое распространение получил «кирпичный» стиль, в котором возводились особняки, торгово-конторские здания и др. Разбитие этого эклектического направления, имевшего различные оттенки, было основано на изготовлении и широком использовании специально выделанного кирпича — профилированного по шаблону. Кладка велась «под расшивку» и здания оставались неоштукатуренными. Сам кирпич являлся стилеобразующим началом.
По существу, кирпичный стиль — разновидность ретроспективной архитектуры, но с некоторой частью новых форм. Это, видимо, связано с тем, что в декоративной обработке фасадов в меньшей степени участвует архитектор, а в большей — сам мастер-каменьщик.

Магазин торгодой усадьды Замараева, конец XIX века

Магазин торговой усадьбы Замараева, конец XIX века

Магазин Кытманова, конец XIX дека

Магазин Кытманова, конец XIX дека

Мужская гимназия, 1878-1888 гг.

Мужская гимназия, 1878-1888 гг.

Начало XX века – модерн в Енисейске

Модерн, рожденный в Западной Европе в последние годы XIX века появился в Москве и Петербурге, а в начале XX века получил распространение и в провинции (в том числе и в Енисейске). Единственным в Енисейске зданием с ярко выраженными признаками архитектурного оформления в стиле модерн является Дом А.М. Бородкина. Блинный фасад имеет мощное пятичастное расчленение в соответствии с числом осей крупных проемов. В западном членении устроен сквозной проезд во двор с широкими прямоугольными воротами, в восточном — воротам соответствует такой же портал лестничной клетки. Над этими проемами в крайних боковых пряслах симметрично помещаются круглые арки окон второго этажа. Вся средняя часть этого этажа в передней половине занята залом и гостиной, освещаемые двумя симметричными двойными окнами с лучковой перемычкой и центральным тройным проемом с дверью на балкон, опирающийся на массивные бетонные консоли. Нижний этаж занят обширным торговым залом. Круглые и лучковые арки оконных проемов украшены рустовкой с выделенным замком. Над пилястрами возвышаются массивные тумбы с металлическими коваными решетками.

Торговый дом усадьбы А.М. Бородкина. 1903-1913 гг.

Торговый дом усадьбы А.М. Бородкина 1903-1913 гг.

 

 


 

Похожие записи