Конные прогулки

Каждый желающий может с ветерком пронестись по старинным улочкам города с 400-летней историей в бричке или фаетоне, запряженным резвым рысаком.

Житель Енисейска Евгений Павлов о собственной лошади мечтал с шести лет: в дни его детства машины в городе можно было пересчитать по пальцам, зато личный «гужевой транспорт» стоял чуть не в каждом дворе. На проводы зимы, вспоминают старожилы, на узких улочках города возникали настоящие копытные пробки. Важной «частью городской инфраструктуры» лошади оставались довольно долго.

image-2

В Енисейском торге, где работал Евгений Федорович, на балансе числилось 90 лошадей: на половине из них развозили продукты по магазинам, другая половина была занята на коммунальном снабжении. Использовали коней и коммунальные службы города, даже мусор вывозили на телегах и санях. «Сколько помню его, все время планы строил: выйду на пенсию — обязательно лошадь заведу», — вспоминает супруга Евгений Федоровича. Сказано – сделано.

image-7Свой частный дом Павлов, большую часть жизни отработавший водителем, изначально строил с конюшней. И в 2007 году в ней поселился породистый орловский рысак Парус, купленный на красноярском ипподроме. А в 2010 году у жеребца появилась подружка – из Тубинска привезли кобылку Ванду, недавно отлученную от матери. Чтобы ее выкормить, хозяева ежедневно натирали морковь. Впрочем, с повзрослевшими лошадьми мороки не меньше. «Полвосьмого утра встаешь, в полночь ложишься, без праздников и выходных, — рассказывает Павлов. – Потов много проливаешь, рукава у рубашки мокрые все время». Лошади вообще создания довольно прихотливые: кроме овса и сена, им необходимы фрукты, витамины.

image-3В итоге содержание конюшни влетает в копеечку, бюджет соразмерен двум-трем выездам заграницу. Но Павлов не просто воплотил детскую мечту, а превратил ее в бизнес. Может, это генетическая память енисейцев сказалась, однако очень скоро рысак и кобылка стали самыми популярными в городе извозчиками на свадьбах и прочих торжествах — куда там городским лимузинам!

image-1-1Покататься на «живой тяге» можно и зимой и летом, на конном дворе Павлова — четыре вида исторического транспорта: сани и фаэтоны, один покупной, взятый на краевую субсидию поддержки малого и среднего бизнеса, другой самодельный. Нашел картинки в интернете, сходил в Енисейский музей, посмотрел на экипаж-экспонат и смастерил свой. «Дела по-разному идут, когда затишье, а когда группы по 18-20 человек одна за другой приезжают», — рассказывает Павлов. Коневодство оказалось даже не профессией, а образом жизни. Вскоре после появления первого жеребца Евгений Федорович увлекся лошадиными аксессуарами: колокольчиками и бубенцами, стременами и хомутами. Что-то покупает, что-то находит по старым дворам, выменивается, собирает, что-то делает сам. Своими силами, вспоминая стариковские рецепты и изучая современные технологии, Павлов освоил старинное ремесло шорничество.

image-6Теперь сарай при конюшне, кажется, навсегда пропах запахом дегтярной пропитки. Упряжь изготавливается не только для личных нужд, но и на заказ: владеющих таким редким ремеслом мастеров не только в крае, но и во всей Сибири осталось совсем немного. Еще меньше умельцев владеют навыком создания деревянных дуг для троек, но и это ремесло Павлову далось. Занятие не из простых: дерево нужно четверо суток держать на водяной ванне, потом с помощью чурки-лекала и клинышков фиксировать новую форму. Да так, чтобы натяжение произошло, но волокна дерева не лопнули. Дуги Евгений Федорович изготавливает только из специальной белорусской древесины, за которой приходится ездить в Красноярск.

image-5-1

«У нас в Енисейске дуги обычно из березы и черемухи делали, но это не очень подходящие сорта, — объясняет мастер. — Черемуховая скручивается от влаги, а у березовой, напротив, концы в разные стороны разъезжаются». На дуги заказов у Павлова тоже хватает, и дополнительную ценность изделиям придает роспись енисейских монастырских мастеров. Самому лошаднику дуги ни не к чему: во-первых, о третьей лошади пока можно только мечтать, да и старинные улицы Енисейска к лошадиным тройкам приспособлены далеко не все.

Евгений Павлов, уже много лет собирает бубенцы, сбруи для лошадей, дуги и стремена. В его коллекции — более 30 колокольчиков XVII, XVII и XIX веков, специальные бубенцы для лошадей, сбруи и стремена со всей Енисейской округи. Мастер также собирает и делает дуги для лошадей.

dsc_8073Все эти коллекции существуют не просто так. Конная упряжь предназначена для орловского рысака по кличке Парус. Именно на нем Евгений Павлов катает всю округу.

dsc_8070Чтобы покататься в красивой карете, выстраивается очередь из новобрачных, гостей Енисейска и ребятишек. Посмотреть на старинные колокольчики, стремена, дуги, сбруи приезжают и из-за границы. В прошлом году были гости из Франции.

dsc_8069Евгений Павлов уверяет: пока будут кони, коллекционировать продолжит.