09.12.2016   Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь и его окрестности в 2009 году

Спасо-Преображенский монастырь часто называют Спасским. Он основан 1642 г. на возвышенном месте (видно на фото). Эту часть Енисейска называют еще Нагорной.
Монастырь основан на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова, а строил монастырь «черный поп» — монах Феодосий. Первым настоятелем был игумен Варлаам.
Постройки монастыря долгое время оставались деревянными. Лишь в 1740 г. сооружением Спасского собора здесь начался процесс постепенной замены деревянных зданий кирпичными. В художе­ственном облике монастыря отразились многие традицион­ные мотивы русского зодчества XVII — начала XVIII вв., получили свое развитие некоторые черты и приемы, свой­ственные европеизированному русскому барокко.
В 1920 г. монастырь был закрыт, в 1930-е годы на его территории проводились массовые расстрелы.
Монастырь возобновлен в 1990 году. В настоящее время в ансамбль входят полностью сохранившиеся здания соборной церкви и настоятельского корпуса, большой участок монастырской ограды, а также фрагменты надвратной церкви Захария и Елизаветы.
Идем к монастырю по улице Худзинского (она начинается у Енисея):
енисейск

По дороге встречается вертушка, непонятно кому и зачем преграждающая путь. Таких вертушек в городе немало:

енисейск

Двухэтажный с подвалом настоятельский корпус, где живут монахи, начали строить в 1794-96 гг. Тогда его построили одноэтажным, верхний этаж достраивали в 1826-27 гг. В 1875 г. корпус вновь перестраивали.

190709-001

На здании есть табличка о пребывании в монастыре декабриста Н.С. Бобрищева-Пушкина.190709-050

Вход на территорию монастыря свободный. Мы повязали головы и вошли через эти ворота:

190709-038

На следующем фото — нстоятельский корпус с другой стороны. Когда мы входили, раздался звук колокола, и монахи, сидевшие на крыльце, вошли в здание. Мы подумали, что их призвали на обед. А может и нет.

190709-048-1

Главное сооружение монастыря — Спасский собор — размещается в его центре. Благодаря размещению на высокой точке рельефа, собор виден практически из любой точки города. В 1731 г. архимандрит Дмитрий Смеловский начал строительство первой каменной церкви в Енисейске на месте старой деревянной Спасской церкви. Архитектор собора — А. Стахеев. Строительство длилось до 1756 г. В 1763 г. храм был освящен.
В архитектуре собора сохранены архаические черты русского зодчества 17 века и формы «уральского барокко», своеобразно освоенные местными мастерами.
В интерьерах здания, за исключением фрагментов масляной живописи в алтаре холодного храма, элементов прежнего убранства не сохранилось.

190709-039

Сейчас это памятник федерального значения, о чем свидетельствует табличка слева от входа в собор:

190709-043

Прочитала в одной книге, что жителями Енисейска изготовлялся великолепного качества кирпич. Делались удивительно изящные каменные узоры:

190709-044

Пространство вокруг собора похоже на большую стройку. Но есть, конечно, и огород. Он за желтым заборчиком:

190709-045

Назначение и история этого каменного здания на территории монастыря мне неизвестно:

190709-047

А это все, что осталось от некогда прекрасной и величественной надвратной церкви Захария и Елизаветы. Сооружена она в 1785—1796 гг. на сред­ства архангельского купца Лобанова. Освящение церкви Захария и Елизаветы состоялось в 1822 г.
В 1823 году в левой пристройке надвратной Захарьевской церкви была открыта бурса, где обосновались учащиеся духовного приходского училища (открыто при Спасском монастыре в 1820 г.). В 1855—1859 годах церковь была рас­ширена пристройкой галерей с двумя приделами (Алексея Митрополита и Пресвятой богородицы — радости всех скор­бящих). Здание сильно пострадало в пожаре 1869 г. и вос­становлено в прежнем виде в 1875 г.
Церковь была разрушена уже после войны в 1946-47 годах.
До нашего времени сохранилась лишь часть нижнего яруса здания, прорезанного проемом проездных ворот. Мы еще увидим все это снаружи. А это вид со стороны монастыря — ведутся восстановительные работы. Радостно!

190709-040

Вид от ворот монастыря на улицу Худзинского. Вдали — Енисей:

190709-049

А мы сворачиваем направо и идем вдоль каменной ограды монастыря. Она строилась в 1789-1806 гг. на средства архангельского купца Дмитрия Лобанова и первоначально охватывала восточную и северную части монастыря, остальная часть ограды всегда оставалась деревянной. Такова она и сейчас.

190709-002

Тут нас застал дождь, мы побежали вдоль этого великолепия, свернули за угол и спрятались под какую-то арку.

190709-003

После дождя вышли и обнаружили, что это строение и есть остатки надвратной церкви Захария и Елизаветы:

190709-007

Идем дальше мимо прекрасной ограды, которая является типичным примером сибирской монастырской и церковной ограды 18 века в барочных формах. Стены имеют «волнообразное очертание и равномерно расчленяются лопатками, украшенными филенками и штуковой драпировкой» (Памятники истории и культуры красноярского края. Вып. 1, с. 94).
Кругом старые деревянные дома с красивыми наличниками:

190709-009 190709-011 190709-014 190709-015 190709-016

Обходим монастырь вокруг. На углу улиц Марковского и Перенсона:

190709-018

А этот деревянный резной красавец (несмотря ни на что!) расположен напротив:

190709-020

Фрагмент резной веранды:

190709-022 190709-032

Рядом со входом в монастырь находится здание бывшего кинотеатра или клуба. Что здесь сейчас, мы не поняли, на двери висит бумажное объявление «Закрыто на обслуживание»:

190709-035

Перед непонятной «Родиной» — памятник революционеру Худзинскому.
Т. И. Худзинский был приговорен к каторге за участие в революции 1905-1907 гг., каторгу заменили пожизненной ссылкой. Отбывал ссылку в Енисейске, являлся членом комитета енисейской организации РСДРП, организатором профсоюзов в городе:

190709-036

Тут же, на улице Рабоче-Крестьянской, — здание народной лечебницы (1898), выполненное в формах архитектурной эклектики. Сейчас здесь аптека:

190709-104

По соседству — бывшее здание городской богадельни (1865):

190709-106

Когда-то красивый, а сейчас полуразрушенный, но населенный дом (ранее — дом мещанской жены П.М. Борзецовой, 2ая половина 19 века):

190709-107

Зашли в калитку и с разрешения хозяина пофотографировали:

190709-109 190709-111

Источник.

Похожие записи