28.10.2016   Наша марка

Бренд, айдентика, фирменный визуальный стиль… Не думается, что эти термины так уж понятны большинству из нас, живущих в сибирской глубинке, куда и добраться-то не так уж легко. Но именно здесь планируется развивать въездной туризм, к которому и имеют прямое отношение все эти современные понятия. Так что будем разбираться, тем более что именно «обновленный бренд» Енисейска был представлен недавно нам, его жителям, в качестве идеи для более успешного продвижения города на рынке туриндустрии.

  Непонимание зрителей длилось недолго: стоило начаться презентации, как все понемногу стало проясняться. Визуальным стилем оказался целый ряд графических символических изображений, которые в своем лаконичном немногословии способны емко рассказать о чем-то. В данном случае – о старинном Енисейске, его истории, достопримечательностях, предстоящем юбилее. Об этом, а также о самом процессе создания визуального стиля, о том, где и как он может использоваться, рассказал один из его разработчиков, директор красноярской компании «Проектмаркетинг+1» Александр Осадчий.

  Эта же компания трудилась над созданием интерактивной выставки «Енисейск-400» – того самого большого сферического экрана, на котором волшебным образом возникали картины прошлого Енисейска и его возможного будущего. Эта площадка впервые была представлена в феврале 2016 года на Красноярском экономическом форуме. С тех пор ее неоднократно показывали на международных туристических выставках, и везде она оказывалась в центре внимания. Кстати, по признанию экспертов, таким представлением не может «похвастаться» больше ни один город в России. За неделю работы площадки в Енисейске прогуляться по виртуальному городу смогли более трех тысяч его жителей. С такой же прогулки началась и сегодняшняя презентация. Как оказалось, некоторая символика предлагаемого фирменного стиля уже была размещена в видеороликах, ненавязчиво проникая в наше зрительское сознание, а потому, увидев ее затем отдельно на экране, мы уже мысленно привязывали эти изображения именно к Енисейску.

Вообще-то, именно в этом и заключается весь смысл разработки фирменного визуального стиля: вложить в малое большое так, чтобы это большое стало затем узнаваемым. Помните Олимпийские игры в Сочи? Одежда спортсменов, логотип самих игр, подобранный шрифт, цветовая гамма на эмблемах и заставках, слоган «Жаркие. Зимние. Твои» — все вместе это и создавало фирменный стиль Олимпиады. Время прошло, но увидев и сейчас яркий лоскутный узор, который был взят за основу дизайнерами тогда, мы сразу вспоминаем о сочинской Олимпиаде. Значит, цель разработчиков стиля достигнута.

  Задачу сделать Енисейск узнаваемым разработчики решали не один месяц. Для того чтобы понять город, прочувствовать его, суметь выделить для себя самые важные направления, на которые стоит опираться в работе, более 50 человек, целая команда создателей енисейского стиля изучала историю города, консультировалась с историками и архитекторами, знакомилась с людьми и достопримечательностями, искала особенности и творила, творила, творила. На то, что в итоге получилось, мы, енисейцы, смотрели с замиранием сердец. Красиво, продумано, выдержано, емко. Этот стиль, признается Александр, уже дважды был презентован в Красноярске, но жителям Енисейска он показан впервые. «Мнение енисейцев для нас, разработчиков, особенно важно, — говорит он, — ведь мы рассказывали их историю своим языком. И было очень приятно, что они восприняли это благостно и дали нам ряд важных советов и пожеланий, которые мы с удовольствием используем в нашей дальнейшей работе».

  Предложенный стиль – не догма и не навязывание чьих-то взглядов. Скорей, это идея, выбранное направление, первый шаг на пути к узнаваемости. Дизайнеры постарались предусмотреть все, разрабатывая линейку визуальной продукции, обращая внимание потенциальных пользователей даже на то, как не следует применять графические изображения и где их размещение будет смотреться максимально выигрышно. Шрифт, графика, основные и дополнительные цвета, идеи для сувенирной продукции, пиктограммы для туристических карт, оформление стендов Енисейска на туристических выставках, логотип – все это отражено в специальном сборнике, этаком своде правил (на языке дизайнеров он называется «брендбуком»). Здесь же обозначены идеи бренда, его философское наполнение.

«Когда подходили к решению поставленной задачи, чувствовали огромную ответственность, — поделился впечатлениями Александр Осадчий. — Сколько слов нужно сказать, чтобы описать Енисейск? Невероятно много, ведь и несколько экскурсионных часов не вмещает в себя весь объем информации. Перед нами стояли задачи простыми графическими символами максимально много рассказать о Енисейске. Описание словами более привычно для людей, но визуальный язык способен рассказать много больше всего лишь одним росчерком». И вот перед нами, зрителями, первый символ: буковка «е», словно оберегаемая церковным куполом. По замыслу разработчиков, такой логотип может отразить многое: и духовную сущность Енисейска, и те силы, с помощью которых он всякий раз возрождался, то сгорая в пламени пожаров, то смываемый наводнениями; угадывается в этой эмблеме и виток спирали, как виток дальнейшего развития города; здесь и пламя свечи, хранящее тепло веры и надежды… Каждый увидит здесь что-то свое. 

Следующая задача: как двумя словами сказать о Енисейске? Город-памятник? Столица Сибири? Но такими словами можно сказать и о других городах. Что же отличает Енисейск от других? «Здесь есть сибирский дух», — ответили проектировщики, выведя эти два слова в генеральный слоган. Ну кто с этим поспорит?

  Кружка, подарочный пакет, конверт, блокнот, футболка… Сувенирный ряд с символикой Енисейска, предложенный проектировщиками, впечатляет. Но, наверное, особым теплом в сердцах зрителей отозвались фоторамки в виде енисейских оконниц. Разработчики же в свою очередь с радостью и благодарностью приняли предложение ближе познакомиться с творчеством енисейского художника Николая Федоровича Дорогова, который долгое время жил и творил в Енисейске, стараясь не упустить возможности запечатлеть его уходящую красоту. Делая зарисовки старого города, декоративных элементов разрушающихся зданий, он говорил: «Когда-нибудь по моим зарисовкам будут восстанавливать Енисейск». 

  Конечно, художник подразумевал нечто большее. Но эти его слова сегодня звучали как-то особо. А, может, они уже начали сбываться? Надежды добавляло присутствие на презентации енисейских художников, ремесленников и студентов художественно-графического отделения Енисейского педагогического колледжа. Есть, значит, кому подхватить предложенные идеи, есть кому дальше творить и возрождать.

Оксана ВЛАСОВА

Фото Сергея БОЛОТОВА  

 

О процессе создания визуального стиля, о том, где и как он может использоваться, рассказал один из его разработчиков, директор красноярской компании «Проектмаркетинг+1» Александр Осадчий

 

Заместитель министра культуры Красноярского края, начальник отдела туризма Ольга Василенко: «Правительство края совместно с администрацией города разработали проект концепции туристско-рекреационного кластера территории. Администрации Енисейска поручено закрепить земельные участки в центральной части города под строительство объектов туриндустрии. Отмечу, что с 2014 года в Енисейске введены в эксплуатацию 3 гостиницы. Возросло и количество туристов: в 2015 году — 12,2 тыс. человек посетили Енисейск, что на 16% больше, чем в предыдущие два года. В этом году на базе Енисейского краеведческого музея им. А. И. Кытманова создан городской туристско-информационный центр. Однако работа по развитию города как туристического центра края невозможна без создания и продвижения фирменного стиля города, с помощью которого позиционировать енисейские продукты можно будет более плодотворно и более масштабно. Это позволит и увеличить туристический поток, и заинтересовать инвесторов, и вовлечь жителей города в туриндустрию». 

Директор туроператора «Спутник» Татьяна Кирьянова: «Мы продаём уникальные туры в Енисейск и хотим делать это профессионально и красиво: начиная от того, как будет выглядеть конверт с туром, и заканчивая тем, какой сувенир нужно обязательно привезти из Енисейска. Презентацию старалась смотреть глазами туриста: требовательного, с претензией, бывающего чаще за границей, чем в родной стране, тем более в Сибири. Как представитель туроператора считаю важным, что министерство культуры предложило турфирмам Красноярского края субсидировать туристические маршруты в Енисейск за счет средств федерального бюджета. Я давно работаю в туризме, но такого отклика на поездки в Енисейск не было никогда. Мы только за пять месяцев отправили к вам 500 человек, и в каждой группе находились люди, которые считали своим долгом сделать звонок и сказать спасибо». 

Врезка

Бренд — это символическое воплощение информации, связанной с определенной местностью, продуктом или услугой; совокупность представлений, ассоциаций, образов, идей и обещаний, которые складываются в умах людей.

Брендбук — описание ценностей бренда и способов донесения их до потребителей. В брендбуке прописываются миссия и философия бренда, его ценности, ключевые идентификаторы (символы и атрибуты), сообщения бренда с указанием каналов и способов их передачи.

Похожие записи